Регистрация НМПТ (Наименование места происхождения товаров)

РЕГИСТРАЦИЯ НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Статьей 1516 ГК РФ закреплено, что наименованием места происхождения товара (НМПТ), которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Другими словами, это объект интеллектуальной собственности, который дает право закрепить за производителем продукции права на данное наименование. Наиболее известными в мире НМПТ являются, например, шампанское и бургундское вина, пармезан и др.

На НМПТ в настоящее время приходится 5-10% всех обозначений, применяемых для маркировки товара. Остальные 90-95% приходятся на товарные знаки, которые более привычны и занимают лидирующие позиции на рынке.

Товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Одним из отличий НМПТ от товарного знака является то, что НМПТ всегда указывает на конкретную местность и оно неотделимо от конкретного места, поэтому перенести производство товара, им маркированного, из одной местности в другую невозможно. Товарный знак, в свою очередь, является обозначением, которое служит для различения однородных товаров (услуг), производимых (оказываемых) различными изготовителями. Производство товара, маркированного товарным знаком, может быть перенесено из одной местности в другую.

НМПТ, также, как и товарный знак, используются в целях защиты законных прав соответствующих лиц, служат интересам как производителей, так и потребителей товара.

Основанием для возникновения исключительного права на использование НМПТ (также как и на использование товарного знака) является государственная регистрация.

К НМПТ и товарным знакам законодательством РФ предъявляется единое требование достоверности и истинности с целью предотвратить введение потребителя в заблуждение. В противном случае, в предоставлении права пользования НМПТ (или регистрации знака) будет отказано.

Регистрация наименования места происхождения товара обусловлена, в первую очередь, наличием особых свойств, которыми должен обладать сопровождаемый им товар. Тогда как регистрация товарного знака возможна при условии охраноспособности знака (наличие различительной способности) и отсутствия тождественных или сходных до степени смешения ранних знаков в отношении однородных товаров/услуг.

Правом на подачу заявки на регистрацию НМПТ обладают как граждане, так и юридические лица. В отличие от иных средств индивидуализации, зарегистрировать НМПТ могут один или несколько физических или юридических лиц.

Процессы подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарного знака и НМПТ также обладают достаточным единообразием.

В п. 3 ст. 1522 ГК РФ закреплено, что заявка на НМПТ должна содержать:

  • заявление о государственной регистрации НМПТ и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;
  • заявляемое обозначение;
  • указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;
  • указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;
  • описание особых свойств товара.

            Похожий перечень должна содержать и заявка на товарный знак (п. 3 ст. 1492 ГК РФ):

  • заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
  • заявляемое обозначение;
  • перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
  • описание заявляемого обозначения.

К заявке на регистрацию НМПТ необходимо прикрепить заключение от уполномоченного органа (Минздрав, Минпромторг, Минсельхоз, Росалкогольрегулирование) которое будет подтверждать, что особые отличительные свойства товара стали известны для данной географической местности.

Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами РФ, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

Заявка на НМПТ и ТЗ подписывается заявителем и подается в Роспатент.

По поданным в Роспатент заявкам проводится экспертиза, включающая формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

На основании решения, принятого по результатам экспертизы, Роспатент осуществляет государственную регистрацию НМПТ в Росреестре и выдает свидетельство об исключительном праве на НМПТ. Идентичная процедура государственной регистрации и получения свидетельства об исключительном праве на ТЗ.

Срок действия НМПТ не ограничен, а срок действия права пользования НМПТ составляет так же, как и в случае товарных знаков, 10 лет с возможностью последующего продления. При этом для того, чтобы срок действия свидетельства был продлен, необходимо повторное предоставление заключения компетентного органа, подтверждающего, что правообладатель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для конкретного географического объекта природными условиями и /или людскими факторами.

 Правовая охрана наименования места происхождения товара за рубежом обычно осуществляется только при наличии его правовой охраны в стране происхождения товара. Товарный знак может быть зарегистрирован в большинстве стран по национальной процедуре, и наличие регистрации в стране происхождения не является обязательным условием.

В соответствии с п.7 ст.1483 ГК РФ, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров.

В судебной практике встречаются случаи отказа в регистрации товарного знака из-за сходства с НМПТ.

Суд по интеллектуальным правам в 2019 году вынес несколько решений по делам, в которых обозначениям, заявленным на регистрацию в качестве товарных знаков, противопоставлялись НМПТ.

1. В деле №СИП-839/2019 истец обратился в суд по интеллектуальным правам с заявлением признать незаконным решение Роспатента об отказе в регистрации товарного знака по заявке №2018709818 «Вологодская кружевница» для товаров 30 класса, в том числе для конфет и шоколада.

На основании п.7 ст.1483 ГК РФ Роспатент отказал заявленному обозначению в регистрации в связи со сходством до степени смешения с НМПТ №3 «Вологодское кружево». Истец ссылался на отсутствие сходства сравниваемых обозначений – «кружевница» и «кружево» порождают разные ассоциации, «вологодское кружево» - это ткань, а «вологодская кружевница» - это человек. Также истец указал на неоднородность товаров НМПТ и заявленного обозначения – «вряд ли потребитель перепутает конфету с кружевным изделием».

Суд не согласился с доводом истца о том, что сравниваемые обозначения порождают разные ассоциации, поскольку смысловое значение слова “кружевница” неразрывно связано со словом “кружево”, следовательно, вызывает сходный ассоциативный ряд. Более того, слово “кружевница” использовано в составе словосочетания с прилагательным “вологодская”, которое определяет сходное смысловое значение со словосочетанием «вологодское кружево», то есть обозначения в целом ассоциируются друг с другом, несмотря на некоторые отличия.

Суд не принял довод о неоднородности товаров, так как п.7 ст.1483 ГК РФ запрещает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с зарегистрированными НМПТ, в отношении любых товаров. Суд по интеллектуальным правам отказал истцу в удовлетворении заявленных требований и полностью поддержал решение Роспатента об отказе в регистрации обозначения «Вологодская кружевница».

2. В деле №СИП-645/2019 суд не согласился с решением Роспатента об отказе в регистрации в качестве товарного знака комбинированного обозначения №2018707101 «Алтайский стандарт» для товаров 29 и 30 классов и услуг 35 класса, которому в ходе экспертизы было противопоставлено НМПТ №142 «Алтайский мед» для «пчелиный мед».

Истец настаивал на том, что Роспатент неправильно установил сходство сравниваемых обозначений – обозначение имеют разное графическое, визуальное и цветовое исполнение, логическое ударение в заявленном обозначении падает на слово «стандарт», которое имеет иное смысловое значение со словом «мед», а соответственно вызывает у потребителя другую ассоциацию.

Словесный элемент «алтайский» является слабым и только отсылает потребителя к месту изготовления товаров. В качестве доказательства слабости элемента истец указал зарегистрированные товарные знаки со словом «алтайский», в том числе «Алтайский нектар», «Алтайский травник», «Алтайский букет», «Алтайский источник», «Алтайский продукт» и др. Также истец подтвердил свое намерение исключить из заявленного перечня товаров «мед, молочко маточное пчелиное, прополис», поскольку его основная деятельность связана с производством мясных полуфабрикатов.

Более того, ранее истцу было уже отказано в регистрации комбинированного обозначения «Алтайские традиции» №2017703970 на основании подачи иным лицом заявки на регистрацию в качестве товарного знака обозначения «Алтайские традиции», которое было зарегистрировано по свидетельству №645456. Истец изменил заявленное обозначение на "Алтайский стандарт", убедившись, что оно не нарушает прав третьих лиц.

Роспатент настаивал на том, что основным словом в сравниваемых обозначениях является слово «алтайский», именно на него падает логическое ударение, изобразительный элемент в виде пейзажа еще больше акцентирует внимание потребителя на этом слове. Что касается исключения из перечня товаров «мед, молочко маточное пчелиное, прополис», оно не имеет правового значения, так как заявленный перечень товаров и услуг не может влиять на вывод о сходстве до степени смешения или его отсутствия с НМПТ. Также, Роспатент сделал заключение, что словесное обозначение «Алтайский стандарт» ассоциируется исключительно с медом, происходящим из Алтайского края.

Суд принял доводы истца о том, что в заявленном обозначении логическое ударение падает на слово «стандарт», а семантическое значение слов «мед» и «стандарт» принципиально различное. Суд не принял довод Роспатента об ассоциации заявленного обозначения исключительно с медом, такой вывод мог быть обоснованным, если бы данная ассоциация была подтверждена или если бы мед являлся единственным производимым в Алтайском крае товаром.

Суд пришел к выводу, что при сравнивании обозначений никаких ассоциативных связей не возникает, между словами «мед» и «стандарт» отсутствуют смысловые связи. Единственный совпадающий элемент «алтайский» указывает на географический объект, но он также не способствует установлению ассоциации между «алтайским стандартом» и «алтайским медом». Суд принял во внимание доводы истца о ранее зарегистрированных товарных знаков с элементом «алтайский» и тот факт, что истец исключил из перечня заявленных товаров «мед, молочко маточное пчелиное, прополис» и удовлетворил его требования.

Наши победы